В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон №89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ осуществляет региональный оператор (на территории Уярского района ООО «Агропромкомплект») по обращению с ТКО (далее — региональный оператор).
До 2019 года услуга по обращению с ТКО (сбор, вывоз, захоронение) являлась жилищной и включалась в плату за содержание жилого помещения для многоквартирных домов, либо оказывалась в рамках договорных отношений для индивидуальных жилых домов.
С начала осуществления деятельности регионального оператора, услуга по обращению с отходами становится коммунальной (как отопление, водоснабжение, электричество), и поэтому на нее распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам (осуществляется индексация, услуга регулируется специальными правилами формирования стоимости и пр.). Меняется сам принцип расчета платы, и сейчас эта величина зависит от количества проживающих человек.
Согласно пункту 5. Статьи 30 части 5 «Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Таким образом, все физические, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели должны заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО (далее — Договор).
Необходимо отметить, прямой Договор в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Жителям многоквартирных домов и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий, когда договор считается заключенным, если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия. Таким образом, в случае если региональный оператор оказывает услугу в Вашем населенном пункте, в счет квитанции данная услуга будет включена.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», где графики вывоза и места сбора ТКО утверждаются региональным оператором совместно с органами местного самоуправления.
Деятельность по обращению с ТКО, является лицензируемой, и её имеет право осуществлять только региональный оператор по обращению с ТКО либо оператор по транспортировке ТКО. Деятельность по самовывозу ТКО, а также сжигание отходов в печах — является незаконной, за данные нарушения предусмотрена административная ответственность в соответствии с «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ООО «Агропромкомплект» заключен агентский договор от 22.01.2019 № 27-ЕА на оказание услуг агента по юридическим, техническим, организационным и иным действиям по сбору, автоматизированной обработке, хранению информации, сопровождению и ведению лицевых счетов потребителей ООО «Агропромкомплект», организации начисления платы потребителям за коммунальные услуги, предпечатной подготовке, печати, доставке платежных документов потребителям, приему платежей за предоставленные коммунальные услуги по обращению с ТКО на территории Рыбинской технологической зоны Красноярского края (Уярский район входит в указанную зону).
Порядок и форма взаимодействия ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ООО «Агропромкомплект» в части обработки персональных данных определены в разделе 4 «Конфиденциальность информации» агентского договора от 22.01.2019 № 27-ЕА. Аналогичные положения содержат все агентские договоры с региональными операторами по обращению с ТКО.
Кроме того, в случае несогласия потребителя с качеством оказываемых услуг, он вправе обратиться как непосредственно к региональному оператору, так и в ПАО «Красноярскэнергосбыт» — в этом случае претензия также будет передана региональному оператору.
Претензию с указанием конкретной суммы к оплате, с учетом перерасчета со стороны потребителя услуги в соответствии с п. 17 приложения № 1 постановления Правительства РФ № 354 необходимо направлять в адрес регионального оператора для произведения перерасчета за услугу ненадлежащего качества, а также в адрес Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в рамках регулирования деятельности региональных операторов.
Региональный оператор в свою очередь проводит проверку изложенных в претензии фактов, и, в случае их подтверждения, направляет в ПАО «Красноярскэнергосбыт» указание о проведении перерасчета и его параметрах.
В случае, если услуга по обращению с ТКО не оказывается региональным оператором или оказывается ненадлежащим образом, возможен перерасчет либо полное освобождение от уплаты за не оказанную услугу.
Установление факта предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется в порядке, предусмотренном разделом X Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» или типовой формой договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусматривающей порядок фиксации нарушений по договору на оказание услуг по обращению с ТКО.
Отказ потребителю в осуществлении перерасчета платы за коммунальные услуги за период при наличии оснований является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.7 КоАП РФ. В этом случае гражданин вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор и в суд с иском по основаниям, указанным в Постановлении Правительства РФ № 354 и ст. ст. 13, 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Также в целях проведения проверки правильности начисления платежей и привлечения к административной ответственности по факту ненадлежащего оказания коммунальной услуги копии указанных актов направляются в Службу строительного надзора и жилищного контроля края.
Разногласия, возникшие в процессе оказания услуги по обращению с ТКО и не урегулированные путем переговоров и в претензионном порядке, подлежат рассмотрению в суде по инициативе одной из сторон договора.
Помощник прокурора
юрист 3класса А.А. Тиско